Вызов: борба с красильщчиками домовых фасадов
Санкционированное и несанкционированное уличное искусство и не-искусство. Нулевая политика толерантности в Швеции, восемь ударов палками в Сингапуре… Насколько серьёзно в борьбе с вандалами фасадов борются в Латвии? Что это означает для домовладельцев и общества в целом? В подготовленном Corvin Management материале читайте развитие темы в латвийском и мировом контексте.
Рисунки на стенах – свидетельства о ментальности и культуре протеста людей
Надписи на жилых домах известны уже несколько десятков тысяч лет. Были ли они рисунками на стенах пещер или мазнёй на фасадах зданий – преимущественно они служили средством выражения жителей для высказывания своей гражданской позиции или инициативой отдельных индивидов по формулированию коллективного мнения. Не зря в этом контексте хорошо было известно высказывание: «Если хотите узнать, как живёт город, посмотрите на его стены».
В этом контексте стоит упомянуть два европейских примера, а именно горный посёлок Оргосоло на Сардинии и столицу Греции Афины. Начиная с 60-х годов, с началом экономического кризиса в Италии круг тематики рисунков на стенах в Оргосоло не ограничивался только проблематикой своей страны. Фасады домов в известной мере стали зеркалом актуальных политических процессов 20 века и наших дней, иллюстрируя и кризис капитализма, и всё возрастающую безработицу, и угрозу терроризма и т.д. Рисункам на стенах в Оргосоло даже присвоен статус культурного наследия. В свою очередь, Афины стали прославленной горячей точкой в искусстве граффити после произошедшего не так давно взрыва экономического пузыря. В этом городе даже сам город нередко способствовал появлению насыщенных политическим и социальным сарказмом рисунков граффити, призывая девелоперов приглашать уличных художников разрисовывать фасады домов уже в эстетических целях.
Латвийский контекст. Латвию, возможно, не стоило бы причислять к тем странам, где с помощью рисунков на стенах активно выражались бы те или иные позиции – по той причине, что в целом среди жителей не получила развитие культура протеста как таковая. Однако на стенах домов в Риге в трафаретной технике рисовались и политические фигуры (экс-президент Вайра Вике-Фрейберга со звёздным нимбом вокруг головы, Айгарс Калвитис со свиными ушами и пятачком и т.д.), и их высказывания, ставшие народных фольклором (популярные фразы бывшего министра финансов Атиса Слактериса «Nothing special» и «We will be taupīgi», призыв Илмара Лидаки «Закрой рот!» и т.д.). Конечно, открытым остаётся вопрос, в какой мере в случае Латвии эти попытки побуждают зрителя к какому-либо активному действию или более глубокому размышлению.
Курируемое и официально поддерживаемое уличное искусство
Подобно примеру с уже упомянутыми Афинами, курируемое уличное искусство является распространённой практикой во всём мире. В отдельных странах, когда в городе начинаются работы по строительству или реновации, вокруг места строительства выставляется фанерная стена и жителей приглашают её самим разрисовать. Сейчас это наглядно можно видеть в Копенгагене с его кольцевой линией метро, которую вскоре откроют. Она включает восемнадцать новых станций, ограждённые строительные площадки которых были официально выделены для активистов уличного искусства, и самоуправление заключило с активистами договор на выполнение работ.
Латвийский контекст. Такая практика нередко реализуется и в Латвии. Рижское строительное управление вполне идёт навстречу художникам в их легальном выражении своего творчества и рассматривает конкретный замысел в течение месяца после того, как художники подадут заполненный цветовой паспорт, укажут спецификацию работ, представят цветную визуализацию задуманной работы, а также согласование с владельцем здания. В таких санкционированных условиях в Риге появились несколько высокохудожественных рисунков на стенах, среди них работы Blank Canvas, родившиеся в рамках фестиваля уличного искусства «Рига 2014», которые по-прежнему можно увидеть в городской среде, или созданная уличными художниками Kiwie и Rudens Stencilсамая большая в Балтии роспись по стене «Saule, Pērkons, Daugava» на улице Таллинас, 46, или впечатляющий портрет женщины авторства Rudens Stencil на брандмауэре в Саркандаугаве, на улице Приежу, 6.
Между тем об одном неординарном случае команде Corvin рассказал инспектор одного из отделений полиции самоуправления. Однажды в небольшом городе у многоквартирного дома полиции удалось задержать девушку с флаконом краски в руке у только что начатого рисунка площадью около 2 м2. Административная комиссия начала процесс, однако, как оказалось, девушка была студенткой Латвийской Художественной академии, и её работа, по мнению руководства города, была более чем уместна, чтобы оживить конкретный уголок города. Поэтому девушку попросили свою работу закончить.
Борьба с вандализмом – методы, наказания
В то же время борьба с самовыражением такого рода во многих странах мира становится всё более интенсивной. Здесь уместно будет различать художественные работы высшего класса, украшающие урбанистический пейзаж, от того большого количества несанкционированных работ, которые можно поместить в категорию – бессмысленные, наляпанные по причине скуки форматы самовыражения, мазня, или просто испытание только что приобретённого баллончика с краской, что не имеет ни политической, ни художественной цели.
Самой радикальной является борьба, ведущаяся в Швеции. В известной мере за безупречный внешний вид Стокгольма следует благодарить городскую политику «nolltolerans» («нулевой толерантности», или абсолютной нетерпимости) в отношении рисунков на стенах. В рамках этой программы любое граффити в городе ликвидируется в течение 24 часов с момента его идентификации. В основе политики нулевой толерантности лежит идея о том, что и организации, и частные лица, которым принадлежит недвижимое имущество, сами вкладывают средства в ликвидацию такой раскраски. Также программа большое внимание уделяет усилиям по привлечению вандалов к правовой ответственности и стремится к принятию более строгих законов. Более строгое законодательство означает, что наказание, которое можно присудить за вандализм нормальной степени, стало более суровым.
Для сравнения интересно заглянуть на подготовленный в 2015 году порталом стиля жизни и культуры Hopes& Fears обзор о штрафах в различных городах мира. В Берлине наказание за разрисовывание стен может составлять от 15 до 7000 евро – в зависимости от обрисованной площади. В Лондоне это от 83 до 5600 евро и возможно тюремное заключение до 6 месяцев. Особо жёство к этой проблеме подошли в Сингапуре, где вандалу можно присудить восемь ударов палками, 3 года тюрьмы и ещё денежный штраф в 1300 евро.
Латвийский контекст. В обязательных правилах или строительных нормативах каждого города Латвии установлено, что нельзя портить чужое имущество, разрисовывая стены, и указаны соответствующие виды наказания. А именно, если вандал будет пойман в Риге, он будет наказан согласно нормам Латвийского кодекса административных правонарушений и Положения Рижской думы об общественном порядке. Подпункт 6.7. Обязательных правил Рижской думы № 80 «Положение об общественном порядке в Риге» предусматривает, что в публичных местах запрещено надписями, рисунками и иным образом портить жилые и общественные здания, хозяйственные постройки, заборы, другие постройки и архитектурные элементы. За несоблюдение этого требования предусматривается административная ответственность, и наказание за такое правонарушение составляет 142 евро. Стоит отметить, что большая роль отводится самим домовладельцам, которые должны требовать ответственности за понесённые убытки. Когда частное лицо или юридическое лицо констатирует величину ущерба и убытков, то гражданско-правовым путём оно обращается в суд и судебным путём взыскивает убытки. При этом против вандалов действуют не только городские обязательные правила или нормы, установленные административным кодексом. Если будет начат уголовный процесс за намеренное повреждение имущества, то может быть применено также наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или кратковременное лишение свободы, принудительные работы. Однако, если дом не имеет владельца или владелец оставил дом без присмотра, то виновных чаще всего не разыскивают и не привлекают к ответственности.
Заботы домовладельцев
Команда Corvin Management опросила специалистов страховой компании BTA о средней статистике случаев страхования в Риге, связанных с разрисовыванием недвижимого имущества третьими лицами. Следует отметить, что количество поданных заявок невелико – это в среднем от 3 до 4 случаев в год. В правилах страхования BTA, начиная с 2009 года, имелись ограничения покрытия в отношении к такого типа происшествиям, но в 2015 году эти ограничения были исключены и убытки возмещаются в полном размере. Среднее страховое возмещение за случаи разрисовывания фасадов составляют примерно 700 евро.
Изучив данные за период с 2014 года, компания признала, что выраженной тенденции по резкому увеличению или уменьшению таких случаев нет. Несмотря на то, что фасады домов большей частью являются очень сложными и их покраска требует существенных финансовых вложений, ведь ликвидация возникших повреждений не означает только покраску заново разрисованного участка поверхности – необходима качественная работа мастера, включающая правильную подготовку поверхности к покраске, её грунтовку и т.д., статистика подаваемых в страховую компанию заявлений показывает довольно вялую реакцию в отношении таких правонарушений.
***
Рижская полиция самоуправления в сотрудничестве с Административной инспекцией Рижской думы в рамках возможного пытаются выяснять личности вандалов и привлекать их к административной ответственности, однако в большой мере это война с ветряными мельницами. Активисты с баллончиками краски в руках главным образом работают под покровом ночи, и их трудно поймать. Самоуправление призывает жителей более активно сообщать полиции Рижского самоуправления о вандалах. К этому призыву присоединяется также команда Corvin Management и просит жителей и домовладельцев не быть такими равнодушными и действовать, а также родителей просвещать своих детей в отношении вопросов чистоты и порядка в окружающей среде.